Каминный кирпич
Много тысячелетий назад очаг стал центром жилища. Как минимум, он давал свет, тепло, возможность приготовить горячую пищу и просушить одежду. Любоваться языками пламени, треском поленьев человек и по сей день может часами, несмотря на то, что живой огонь потерял почти все свои утилитарные функции: батареи давно прижались к стенам, лампочки разбежались по всему дому, плита съехала на кухню.
Для Европы широкое распространение каминов
пришлось на эпоху ренессанса. Именно тогда открытые очаги начали превращаться в эстетический центр интерьера, а богатство их облицовки оказалось в прямой зависимости от социального статуса домовладельца. В Россию камины
стали попадать со времён Петра I именно как предметы роскоши. Популярность их была обусловлена и тем, что многие загородные усадьбы использовались дворянами сезонно, а камин
, неэффективный при нашем климате для поддержания температуры долгое время, способен максимально быстро нагреть и просушить помещение. Да и в целом классический интерьер без него выглядел бы ущербным.
Сегодня
камин
является не обязательным, но популярным и повсеместно распространённым атрибутом загородного дома. Существует великое разнообразие подобных конструкций, причём различаются они как расположением в помещении, так и видом потребляемого топлива, коэффициентом полезного действия, пожаробезопасностью, наличием дополнительных функций, включая автоматику.

Классические открытые
камины
, а к ним относятся кирпичные конструкции ручной работы, не имеют на топке стеклянной дверцы. Пламя открыто, слышен треск поленьев, тепло распространяется моментально по всему залу, а избыточная влага из помещения вытягивается в дымоход. Если необходимо быстро нагреть холодное помещение, то лучшего варианта просто не найти. Недостатки: минимальный КПД (15-20%), угольки могут вылетать наружу, то есть агрегат требует постоянного присмотра, тепло перестаёт поступать в помещение практически сразу после того, как огонь гаснет. Открытые
камины
требуют более широких дымоходов, они значительно тяжелее закрытых, но именно им отдают предпочтение настоящие ценители огненной стихии.
И всё же, несмотря на развитие технологий, поныне особое место занимают авторские камины
, которые выкладывают мастера-печники. Процесс это сложный, сугубо индивидуальный, объединённый, как правило, с возведением стен. Дело в том, что кирпичная кладка, мраморные плиты и колонны, из которых создаётся эксклюзивное произведение искусства, могут весить несколько тонн и зачастую требуют собственного фундамента. Исходя из размеров помещения и высоты крыши, печники рассчитывают объёмы конструкции, с заказчиком согласуют расположение и внешний вид, после чего размеренно воплощают замысел.
Размещаться кирпичный камин
может внутри несущей стены, возле неё или межкомнатной перегородки, в углу помещения или островом в центре зала. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Так, камин
, объединённый с наружной стеной, занимает минимум места, но становится серьёзным потребителем тепла в холодное время, когда не действует – ведь кладка за ним тоньше, чем на других участках стен. Угловой камин
имеет минимальный КПД. Островное размещение требует особенно внимательного отношения к действующему агрегату: искры, особенно при возникновении сквозняков, могут вылетать из топки в произвольном направлении. Камин
у межкомнатной перегородки может отапливать смежные помещения, однако создаёт обратные конвекционные потоки, при которых холод от окон постоянно сочится по полу в сторону топки.
Кладка начинается с фундамента. Габариты рассчитываются исходя из общей массы сооружения. Если предусматривается кирпичный дымоход, его расположение проектируется по центральной оси во избежание неравномерных нагрузок. При необходимости отдельного основания, вплотную соприкасающегося с фундаментом дома, между ними делается песчаная засыпка.
Для кладки самого камина
используется качественный красный полнотелый кирпич. В среднем (без учёта дымохода) его требуется 400 штук. При этом топка отделывается огнеупорными материалами, например, шамотом. Толщина швов, особенно при устройстве свода, ужимается до предела: 4-5 мм. При этом в раствор добавляется глина, а количество цемента минимизируется. Решётку, на которой предстоит гореть поленьям, как правило, устанавливают чугунную: этот металл не подвержен коррозии и наименее чувствителен к значительным перепадам температур.
Внешняя облицовка, которую зачастую и считают самим камином
, зависит только от фантазии заказчика и мастерства зодчего. Применяться здесь может и кирпич, и мрамор, и металл. Если камин
спроектирован грамотно и используется корректно, он никогда не будет коптить, то есть даже позолота на лицевой поверхности способна многие годы сохранять первоначальный вид. Перед топкой в зоне возможного выброса искр и угольков укладывается клинкер или керамическая плитка.
Подобно автомобилю, камин
ручной работы требует правильной «обкатки». Первые растопки необходимо осуществлять с равномерной неполной загрузкой качественными поленьями твёрдой лиственной древесины, предварительно прогрев дымоход мелкой щепой. После догорания углей очаг должен самостоятельно неспешно остыть. При этом из кладки равномерно испарится избыточная влага, а раствор монолитно срастётся с кирпичом. Теперь остаётся лишь наслаждаться треском поленьев и коротать зимние вечера в кругу близких и друзей – несколько десятилетий камин
может обходиться без какого-либо ремонта, если не считать прочистку дымохода от сажи.